Особенности содержания и методики

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.

Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.

С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряже­ние детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и спосо­бов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непос­редственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

При традиционном обучении учитель, закончил иоьжтлше, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматри­вает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспек­тами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.

Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительно­сти же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.

Носителями тестов являются тетради с печатной основой. Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ори­ентировочными картами.

«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так замет­ны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые брос­кие, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П.Я.Гальперин).

В ТО учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направ­лен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок. В учебном процессе используется четырехурочный цикл. /) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных зна­ний: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с ТСО) и, наконец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа дей­ствий (ООД) дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнения. 1



2) Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуа­
лизированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши само­
стоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталки­
вая каждого ученика к самостоятельному решению.

3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в
парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.
При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.

4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических ма­
териалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД
формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от кон­
троля к самоконтролю.

Литература

\. Волович М.Б. Все это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий) // Народное образование. - 1989. - № 10.

2. Волович М.Б. Легкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных
действий Гальперина) // Народное образование. - 1989. - № 9.

3. Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. - М.: Linka-press, 1995.

4. Волович М.Б. Наука обучать. - М.: Linka-press, 1995.

5. Волович М.Б. Система ориентиров - условие успешности обучения // Советская педагогика. -
1988. - № 4.

6. Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. — М.: Аквариум, 1996.

7. Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии. — М., 1996.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.

9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.,

1988.

10. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. - М.: Просвещение,

1985.


9304876067597090.html
9304898612414189.html
    PR.RU™